Что необходимо знать предпринимателю об аутсорсинге

21.09.2015

Сегодня под термином «аутсорсинг» понимается функциональный, например, IT-аутсорсинг, и АБП – аутсорсинг бизнес-процессов, например, бухгалтерский аутсорсинг.

Их отличие состоит в том, что в первом случае ауторсер влияет на бизнес заказчика минимально – договор на такой аутсорсинг фактически сводится к договору подряда: за определенную оплату и в оговоренные сроки подрядчик выполняет указанный объем работ.

При АБП (один или несколько взаимосвязанных бизнес-процессов) аутсорсер интегрируется в организационную структуру бизнеса заказчика. Это связано с переключением на аутсорсерскую фирму внутренних связей с иными подразделениями компании заказчика, внешних связей с клиентами.

Для того, чтобы интеграция прошла успешно, должна быть четкая организационная  структура бизнеса, конкретно определены функциональные обязанности всех подразделений, сроки реакции на поступающие запросы (внешние и внутренние).

Чтобы взаимодействие в процессе аутсорсинга было эффективным, необходимо четкое понимание выгод и целесообразности такого решения, готовность нести дополнительные расходы, которые могут возникнуть в с связи с передачей бизнес-процесса на сторону.

Следует четко понимать, что эффект, когда все начнет работать как следует и приносить прибыль, проявится не сразу. Вначале потребуются усилия для того, чтобы перераспределить и описать полномочия руководителей, требующиеся связи не будут функционировать на должном уровне, могут возникать новые расходы по техническому перевооружению и т.д.

Поэтому договора АБП, как правило, являются долгосрочными, а не разовыми, как в случае с функциональным аутсорсингом. На АБП соглашаются те предприниматели, которые стремятся повысить уровень своей компании, выйти из рамок малого бизнеса.

Развитие аутсорсинга сдерживается, в частности, тем, что руководители компаний-заказчиков не готовы затрачивать дополнительное время на работу с аутсорсером. Особенно большие временные затраты для руководителей возникают в начале деятельности аутсорсера. Определенное недовольство заказчика может возникать из-за того, что выявляются ранее скрытые проблемы или недооцененные последствия их влияния на конечный результат.

Стоит отметить, что многие руководители фирм-заказчиков считают, что заключив договор аутсорсинга, можно забыть о данном вопросе. Однако, по оценкам зарубежных специалистов, все неудачные эксперименты по аутсорсингу связаны с плохим контролем данного процесса заказчиком.

Одно из последствий потери контроля – выполнение аутсорсером не того, что необходимо клиенту, а того, что он может осуществить в данный момент. Весьма ярко это находит проявление в бухгалтерском аутсорсинге.